Цитата
Баба Нюра
14 дек 2016 в 0:00
Культура упокоения умерших - одна из древнейших. Именно поэтому через все эпохи и века до наших дней доходят какие-то остатки самых древних погребальных и поминальных представлений, традиций.
Экскурсу в прошлое могут помочь и символические потомки архаичного жилища - "намогильные домики" ("срубцы","гробницы","голбцы") - четырёхстенные срубики под крышей, сохранившиеся преимущественно в северо-западной Карелии. Существует гипотеза, что эти удивительные строения - пережиток некогда бытовавшего на Олонецком перешейке надземного захоронения, при котором над гробовищем с телом покойного насыпался невысокий курган. Правда, параллельно в северо-западном Приладожье существовал и другой способ захоронения, когда гробовище помещали в могильную яму. После отмирания курганных обрядов оба способа захоронения могли снивелироваться. При этом гробовище как бы раздвоилось; домовина с покойником заглубилась в землю, а её символическое изображение в виде "намогильного домика" оставалось на поверхности земли. Но в любом случае гроб-домовина являлся "вечным жилищем" покойника и поэтому закономерно отражал в себе черты реального жилища.
Даже в конце XIX-начале XX вв. в Карелии было принято в похоронных причитаниях обращаться к просьбой к гробовщику устроить вечное жилище покойного с элементами реального дома:
Сделайте в вечном домике
окошечко хоть с петушиный глазок,
пусть смотрит из своего жилища.
И поставьте для моей дорогой милости
в уголочке вечного домика печечку
хоть с ласточкино гнёздышко.
И это не поэтическая идеализация - в древних захоронениях в Приладожье и Челмужах обнаружены очаги, сложенные из камней, а обычай устанавливать окошки в стенках гроба местами в Карелии сохранился до наших дней. Даже крышка домовины нередко завершалась коньком-шеломом, причём, что особенно интересно, прежде она делалась плоской и, следовательно, в характере оформления гроба прослеживаются отголоски эволюции покрытия жилища. В большей степени, чем в гробах-домовинах, сходство с жилищем проявляется в "намогильных домиках". Оно охватывает как общее объёмное решение, так и детали - приёмы рубки стенок, шеломы, резные причелины, а порой миниатюрные курицы и потоки.
Редкие "домики мертвых", которых на карельских кладбищах осталось совершенно ничтожное количество. Это остатки языческой культуры карел, на которую не смогло радикально повлиять даже христианство.