Перейти к содержимому


Камнерезное искусство Урала


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 5

#1 EXSS

EXSS

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 495 сообщений
  • ГородЕкатеринбург
  • Род занятийкамнерез

Отправлено 24 января 2016 - 15:18

1. Камнерезное искусство Урала Если проследить историю развития уральской художественной обработки камня на протяжении почти 150 лет, то убеждаешься, что её корни уходят в глубокое прошлое и носят народный характер. Первые камнерезные фабрики, возникшие в 20—30-х годах XVIII века, достигают расцвета во второй половине XVIII и первой половине XIX века. Этим расцветом они обязаны русским изобретателям-самородкам, народным художникам, мастерам-камнерезам. Своими успехами в эпоху расцвета камнерезное искусство Урала обязано также и тесной связи с русской архитектурой, с творчеством крупнейших русских архитекторов. Великолепные произведения уральских камнерезов, созданные в первой половине XIX века — малахитовые вазы, чаши из яшм и орлеца и другие — служат непревзойдёнными образцами во всём мировом искусстве, являются нашей национальной гордостью. Но во второй половине XIX века начинает постепенно увядать прекрасный каменный цветок народного искусства. Уже в конце 50-х годов правительство значительно сокращает масштабы производства и в особенности на Горнощитском мраморном заводе. После же 1861 года Горнощитский завод со всем оборудованием был продан обществу, организованному из бывших мастеровых завода, так называемых «обязательных рабочих». Екатеринбургская гранильная фабрика после реформы 1861 года также оказалась в тяжёлом положении: часть опытных мастеров покинула фабрику, о подготовке новых кадров рабочих никто не думал. Архивные документы говорят, что «со времени увольнения нижних чинов и мастеровых от обязательного труда».1 Фабричное управление, имея в виду закрытие фабрики, «во избежание расходов, увеличивающих ценность изделий… приготовлять мастеров камнерезного искусства прекратило, после чего, как видно, в Екатеринбурге из малолеток этому искусству никто не обучался, по сему случаю можно положительно сказать, что впоследствии это искусство в Екатеринбурге совершенно прекратится, если правительство не примет со своей стороны мер к его восстановлению». В 60—70-х годах становится под угрозу существование Екатеринбургской гранильной фабрики. Причиной намерений закрыть фабрику было то, что она в условиях капиталистического хозяйства была невыгодным предприятием. Производство камнерезных изделий обходилось дорого. Средства, затраченные на них, непосредственно не окупались: фабрики не приносили дохода. Упадок камнерезной промышленности во многом объясняется экономическим положением Урала после отмены крепостного права. Горная промышленность Урала, основанная на крепостном труде, приходит в упадок. В. И. Ленин указывал, что «крепостное право, которое помогло Уралу подняться так высоко в эпоху зачаточного развития европейского капитализма, послужило причиной упадка Урала в эпоху расцвета капитализма». В связи с общим упадком уральской промышленности находится и упадок камнерезной промышленности (как своеобразного её ответвления), выпускавшей произведения монументального характера. Если упадок камнерезного производства связан с общим экономическим кризисом Урала, то упадок художественного уровня изделий теснейшим образом связан с глубоким вырождением монументального декоративного искусства в капиталистических условиях. Вырождение архитектуры в буржуазном обществе сказалось в неудачной попытке буржуазии создать собственный новый стиль — так называемый модерн. Эпоха развивающегося капитализма не может выдвинуть перед русскими архитекторами задач, наполненных большим общественным содержанием, способных вдохновлять на создание грандиозных проектов, воспевающих могущество любимого отечества. Бурное развитие построек, призванных удовлетворить практическим нуждам, проходило почти вне связи с проблемами синтеза искусств. В них решались главным образом задачи извлечения наибольшего дохода и прибыли при наименьших затратах. Художественная промышленность при капитализме, кустарные народные промыслы развиваются в зависимости от рынка, конкуренции, в борьбе за сбыт продукции. Таким образом, можно  сделать вывод, что основными проблемами этого вида искусства являются: 1. Из-за экономического положения произошел серьезный упадок производства. 2. Бурное развитие построек, призванных удовлетворить практическим нуждам, проходило почти вне связи с проблемами синтеза искусств. 3. Вырождение архитектуры. 2. Кустарные и  гранильные промыслы С упадком деятельности гранильной фабрики и после продажи Горнощитского завода в Екатеринбурге и в районах, примыкающих к нему, усилилось развитие кустарной обработки уральских цветных камней. К началу XX века кустарничество достигло гигантских размеров. Было зарегистрировано 226 гранильных мастерских, из них в Екатеринбурге — 97, в Берёзовском заводе — 82, Верх-Исетском — 22, Нижне-Исетском — 20, в селе Шарташ — 5. Сюда мы не включаются кустарей в Мраморном (бывшем Горнощитском) заводе. Кустари-камнерезы нещадно эксплуатируются скупщиками. Скупничество сильнейшим образом развито в Екатеринбурге. Разлагающее влияние местных скупщиков-капиталистов было настолько очевидно, что даже благонамеренные статистические материалы земств были вынуждены признать это: «скупщики стараются скупать наивозможно большее количество изделий, нисколько не заботясь об их качестве, так как, например, гранёные камни ныне почти все сбываются на вес, то в расчёт скупщиков, главным образом, входит — выгнать возможно больше веса в камнях, хотя бы и получить при этом некоторое понижение в цене. 2 Не преследуя лучшей отделки изделий, скупщики назначают на них самые низкие цены, при которых мастера только стараются изготовить возможно больше вещей. При таких условиях заботиться о более художественной стороне изделий рабочему, конечно, не приходится». Камнерезный кустарный промысел распадается на несколько совершенно обособленных производств. На первом месте из обособившихся камнерезных промыслов в Екатеринбурге было гранение разноцветных дорогих камней. Затем идут производства из яшм, малахита, селенита, приготовление горок, наборных картин, печатей и т. д. Разделение труда произошло не только по виду изготовляемых изделий, но и по приготовлению отдельных предметов. Так, например, для «накладок» один мастер делал плоды, другой — листья и т. д. Таким образом труд, расчленённый капиталистической мануфактурой на ряд отдельных процессов, лишался творческого характера. Художник камня становился холодным ремесленником. Обработка твёрдых пород камней развивалась не только в Екатеринбурге, но и в примыкающих к нему районах — Берёзовском, Шарташском, Нижне-Исетском и Верх-Исетском заводах. В Берёзовском заводе главным образом занимались гранением бусок, запонок, приготовлением искр или вставок. Причём и здесь наблюдалось разделение процесса труда: «особыми отраслями труда среди берёзовских гранильщиков является полировка огранённых изделий, а также сверление или переходка шариков, из которых гранятся буски». На приготовление бус шёл в подавляющем большинстве горный хрусталь, изредка употреблялся аметист, на запонки-искры — мелкие изумруды, топазы. Не в лучшем положении находится и мраморный кустарный промысел. Обработка мраморов кустарями совершалась вручную, крайне ограниченным набором инструмента. Пила для распиловки больших кусков мраморов, несколько стальных долотец-резцов для мелкой работы, молоток — вот всё, чем располагал мастер. Только очень немногие имели станки для вытачивания мелких вещей. Причём инструменты приготовлялись самими кустарями. Снабжение кустарей материалами было поставлено крайне плохо. Бесплатно они могли добывать серый мрамор и серпентин, или, как он тогда назывался, «чёрный мрамор». Последний годился только на мелкие вещи. Добыча необходимого для работы белого полевского мрамора была затруднена. Кустари обходились в 70-х годах ещё старыми запасами. Несмотря на относительную дешевизну инструмента и материала, производство мраморных изделий не достаточно обеспечивало кустарей. Продукция имела мало сбыта. Сбыт находился в руках подрядчиков. М. Попов, обследовавший Мраморный завод в 70-х годах прошлого века, писал о роли подрядчиков в жизни мраморских кустарей: «Для того, чтобы захватить в свои руки заказ, подрядчики сбивают цену до баснословного минимума, нисколько не заботясь о том, можно или нет сделать вещь за эту цену, а заботятся только об одном: как бы удержать заказы за собой».11 Рабочий день мраморского кустаря продолжался 14—16 часов. Зарабатывали в месяц в лучшем случае (при работе над памятниками) 17—18 рублей. Изготовление мелких вещей, например, вазочек, оплачивалось ещё хуже — около 12 рублей в месяц. Нищенская оплата труда, постоянная кабала у подрядчика, скупщика, капиталиста — всё это пагубно сказывалось на художественном качестве приготовленных вещей. Таким образом, можно  сделать вывод, что основными проблемами этого вида искусства являются:  Продукция имеет малый сбыт  Нет необходимого оборудования.

Источник: http://fullref.ru/jo...6283857712.html

#2 Игорь

Игорь

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 318 сообщений
  • ГородВолгодонск
  • Род занятийПамятники

Отправлено 24 января 2016 - 18:52

Фотографии творчества мастеров разбавили бы текст!

#3 EXSS

EXSS

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 495 сообщений
  • ГородЕкатеринбург
  • Род занятийкамнерез

Отправлено 24 января 2016 - 20:39

Этот текст я выложил по нескольким причинам. Если будет кому то интересно, я бы с радостью порассуждал о камнерезном мастерстве России. Об искусстве по моему говорить не приходится. Конечно можно с святой правдой в глазах порассуждать об упадочничестве Запада и примитивизме Востока, в сравнении с высокодуховном искусстве России, но я ж не искусствовед, мне за вранье не платят. .Размещенная статья меня удивила правдивой попыткой разобраться в причинах упадка камнерезного искусства. (если оно вообще имело место быть)

#4 Artgrav

Artgrav

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 199 сообщений

Отправлено 24 января 2016 - 21:35

Коммунистам искусством некогда было заниматься.

#5 EXSS

EXSS

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 495 сообщений
  • ГородЕкатеринбург
  • Род занятийкамнерез

Отправлено 24 января 2016 - 21:59

согласен, но коммунисты де юре отстранены от управления страной почти как четверть века... В Китае тоже были коммунисты, но ситуацию мы видим обратную. В какой то степени фото уважаемого Вячеслава в соседней теме с подвигли меня создать эту тему

#6 EXSS

EXSS

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 495 сообщений
  • ГородЕкатеринбург
  • Род занятийкамнерез

Отправлено 29 января 2016 - 06:00






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных